10.04.16 — Особенности “трудовой” практики современного художника

10.04.2016 — 15:30

Лекция Антонины Серяковой и Анны Карпенко

«Особенности “трудовой” практики современного художника, куратора, куратора-художника и художника-куратора»

Модернистский художник, как фигура творца-одиночки, выглядит для нас археологическим ископаемым. Современное искусство похоже, скорее, на хорошо организованный бизнес-процесс со своим штатом кураторов, арт-критиков, исследователей, журналистов, подмастерье, помощников и просто чернорабочих, где фигура художника – это фигура менеджерская. Такие крупные художники, как Ай Вайвей, Марина Абрамович – это уже скорее хорошо организованные корпорации, бренды, которыми скрывается целая индустрия.

Как трансформируется труд художника сегодня? А соотвественно, как трансформируется само искусство, как деятельность и институт? Вот центральные вопросы креативных индустрий сегодня.
В процессе можем показать небольшие выдержки из фильмов: Ай ВайВея, Марины Абрамович, Выход через сувенирную лавку, которые демонстрируют, как трансформировался труд художника из художника-творца и художника-одиночки в художника-менеджера.

Второй фигурой современного художественного пространства, привлекающей внимание, становится куратор. Что представляет собой его труд, какие метаморфозы он претерпевал в ХХ-ХХI веке. Фигура независимого куратора появилась при специфических экономических обстоятельствах, когда стал возможен свободный труд на стыке бизнеса (предпринимательства) и искусства. И если художник из творца постепенно превращался в функцию, то куратор из функции сегодня перерос в полноценного творца. Манифеста, Документа, Венецианская биеннале — это триумф кураторов, заслоняющих собой труд художника.

Как осуществляется труд независимого куратора в беларуских реалиях, в условиях экономической системы, которая стремится определить и контуры художественного пространства (закон о тунеядстве в отношении художников, сложности с открытием частных галерей, отсутствие налоговых преференций при осуществлении арт-сделок).

Наконец, было бы интересно, на примере проектов Руслана Вашкевича показать, как художник становится при определенных обстоятельствах куратором. Какие критерии мы предъявляем к оценке его труда? Как зрители, как арт-менеджеры, как коллекционеры.