ИДЕЯ

ArtesLiberales2017_banner5_web

Эпоха революций

В 2017 исполняется сто лет Октябрьской революции, — столь радикально изменившей и ход истории, и карту мира. Как сторонники, так и оппоненты социалистического проекта переустройства мира признают, что эта революция произвела поистине тектонический сдвиг, который повлиял на судьбы миллионов людей и еще долго будет определять логику политических событий, экономических процессов и культурных трансформаций. Отдавая дань нашей коллективной истории и делая переосмысление «советского» одним из главных тематических фокусов нашей программы, мы, тем не менее, хотели бы расширить проблемное поле, обратившись к рассмотрению Идеи Революции в разных социальных контекстах и теоретических дискурсах.

Политические, технологические, коммуникативные, культурные и промышленные революции происходили много раз, на протяжении всей истории человечества, хотя, быть может, не с такой скоростью и частотой, как в последнее столетие. Говорить о них как о сингулярных Событиях – затруднительно и не корректно, революционные процессы не редко затягивались на десятилетия или даже века. Это особенно верно в отношении научных открытий и эпистемологических поворотов. Иногда это становится очевидным лишь на большой исторической дистанции (вряд ли современники Коперника, когда вышел его труд De revolutionibus orbium coelestium («О вращении (или: вращениях) небесных сфер»), догадывались, насколько революционным окажется произведенный им переворот взглядов на Вселенную).

Смена научных парадигм в социальных и гуманитарных науках чаще обозначается с помощью понятия «эпистемологический поворот», но каждый из таких поворотов — лингвистический, антропологический, аффективный, визуальный, пространственный и др., — изменяет способ видения мира и представление об устройстве общества и «природе» человека, приводит к пересмотру устоявшихся исследовательских парадигм, к утверждению новых методов, возникновению новых исследовательских объектов и рождению новых дискурсов. Кроме того, необходимо учитывать, что эпистемологические повороты нередко имеют онтологические основания: теоретическая оптика и новый концептуальный язык фиксируют те изменения, которые происходят на самом деле.

Современные дискуссии о политических переворотах включают в себя не только переосмысление опыта классических революций ( 18 – 20 вв.), но и анализ недавних событий (таких как Occupy Wall Street movement или «восстания масс» в Египте и других странах), в свете которых многие идеи, сформулированные марксистскими теоретиками или постструктуралистскими теоретиками второй половины 20 века, прочитываются в ином ключе. Сегодня на первый план в понимании Революции выходит не столько идея социально-политического переустройства общества, но, скорее, установка на перманентное сопротивление «очагам власти»; при этом сопротивление и его тактики описываются в терминах бегства, исхода и номадизма, а также «линий ускользания».

Таким образом, в рамках нашего проекта мы хотели бы обсудить, как изменилось само представлении о «революции», какую роль в этом играют актуальные или недавние события, новые теории и практики? Как приходит осознание того, что «наступила новая эпоха» и что «мир никогда не будет прежним»? Как происходят и утверждаются невидимые революции в отдельных областях социальной жизни и в научном познании? И, наконец, каким образом в современных политических перформансах, медийных репрезентациях, а также в художественных практиках актуализируется и переформулируется идея Революции.