03.04.2015 — Белорусское искусство в сравнительной перспективе

 

03.04.2015 — 17.00

В синхротроне исследований Восточной Европы: белорусское искусство в   сравнительной перспективе

В 1993 году в художественном музее Гамбурга была показана крупномасштабная инсталляция Ильи Кабакова «Нома, или московский концептуальный круг». В ранние перестроечные годы искусство — как тогда говорилось — Восточного блока воспринималось на западе как экзотический продукт. Чтобы объяснить его значение и значимость местной публике, один влиятельный немецкий галерист назвал круговую инсталляция Кабакова «синхротроном искусства» и сравнил его с реальным Гамбургским циклическим ускорителем частиц, объектом гордости горожан. Громоздкое понятие в этом случае стало доступным переводом, вызвало интерес публики и привело ее на выставку. Возьмем курьезный «синхротрон» за метафору разрастающихся с невероятной быстротой национальных и транснациональных исследований искусства Восточной Европы: какую роль занимают в них актуальные наработки о белорусском искусстве? Что представляет собой эта геополитическая конструкция и каким образом она воспроизводится в дискурсе современного искусства? Что дает нам изучение собственной культуры и искусства в расширенной перспективе, чем для нас интересен чужой опыт исследований и что из этого вытекает для собственного поля? Как перевести подобно немецкому галеристу, а значит, адаптировать существующие теоретические модели? – Об этом пойдет речь в лекции Алексея Борисенка и Лены Пренц.