ИДЕЯ

Artes Liberales 2016 — Поэтика труда

05.04 — 30.04.2016, Минск

AL-LOGO

С 5 по 30 апреля 2016 года в галерее «Ў» и других пространствах Минска в пятый раз будет проходить выставочно-образовательный проект ARTES LIBERALES. На три недели пространство галереи «Ў» вновь превратится в открытый университет – доступный всем и каждому.

Тематический фокус проекта в 2016 году — «Поэтика труда».

Программа Artes Liberales 2016

Слово «труд» привычно ассоциируется у многих из нас с будничной рутиной, отчужденным временем, экзистенциальной несвободой. Особенно, когда «добытое потом и кровью» не эквивалентно усилиям, потраченным на сделанное. И тем более, если речь идет о неоплачиваемом принудительном труде, который не только не приносит удовольствия, но и лишает человека достоинства. Однако, один и тот же вид труда может приносить радость или, напротив, рождать отчуждение, тогда как удовольствие и вознаграждение – не обязательно взаимосвязаны.

Наше отношение к труду во многом обусловлено не только условиями труда и уровнем жизни, но и невидимой «работой идеологии», маскирующей экономические отношения и политические интересы. Массовая культура и медиа оказываются в эпицентре идеологических перемен и производства различных дискурсов. Соответственно, исследование форм и способов репрезентации труда оказывается очень важным, если мы хотим выяснить, насколько «послушными» являются тела, производимые постфордистской экономикой, и в каком mind set более всего заинтересовано общество, где в скором времени каждый второй будет “безработным” (если иметь в виду прекарные формы занятости, которые в Беларуси, например, могут быть квалифицированы как “тунеядство”). Это позволит нам понять, как изменилось отношение к труду в эпоху, когда границы между материальным и нематериальным, физическим и умственным, оплачиваемым и неоплачиваемым трудом кажутся почти неосязаемыми, а время труда и время отдыха — уже не различимы.

Итак, труд – это не только экономическая категория, но и объект репрезентации. Однако объект специфический, ускользающий и в значительной степени зависимый от идеологии и технологии репрезентации: «воспеть» конвейер, станок и сделать киногеничными индустриальные объекты под силу только кинематографу, живопись тут бессильна, тогда как нематериальный труд в постфордистскую эпоху требует совсем других приемов визуализации.

Но что означает «изобразить» труд? Можно сфотографировать рабочего за станком, доярку — на ферме, а менеджера – за компьютером, но как сделать их труд видимым? Например, как «изобразить» нематериальный труд – будь то «цифровой труд» или «забота»? Кроме того, какие именно люди или, точнее, люди какого труда, — являются сегодня культурными героями, чья «видимость» обусловлена не их вкладом в «общественно-полезный труд», а основывается на совсем иной логике ( например, на логике перехода от «общества труда» к «обществу потребления»)? Что изменилось в способах репрезентации труда при переходе от индустриальной эпохи к постиндустриальной, от старых медиа к новым? Можем ли мы «считать» с экрана репрезентаций ( будь то картина, фотография или кино) те коллизии и конфликты, социальные и экономические процессы и отношения, которые за этим стоят? В какой мере определенный способ репрезентации труда может оказаться важным для социально-критического анализа условий труда или форм эксплуатации и отчуждения (иначе говоря, что связывает между собой «Капитал» Маркса и фотографии, изображающие бесчеловечные условия детского и женского труда в 19 веке)? Как искусство и медиа участвуют в воспроизводстве неравенства, маргинализируя, унижая или делая невидимым труд мигрантов, женщин, низкооплачиваемых рабочих, представителей непрестижных профессий? Или, напротив, как репрезентации способствуют /участвуют в осуществлении символического признания через видимость и равенство в представлении?

Программа включает несколько тематических блоков:

  • «Труд одним планом»: от поэтики кино к политике репрезентации
  • Нематериальный труд: режимы «видимости»
  • Труд – между свободой и принуждением
  • “Трудовой резерв”: гендер и работа в (пост)индустриальную эпоху
  • Художник как ИП? Коллизии “креативной экономики” в локальных координатах
  • “Человек труда” в цифровую эпоху, или будущее когнитариата
  • Деиндустриализированные города и исчезающие деревни: новые формы жизни на руинах старого мира
  • Listening [to the] industry
  • Визуальные истории индустриализации

В рамках Artes Liberales — 2016 пройдет выставка «Труд одним кадром. Проект Антье Эман и Харуна Фароки» (при поддержке Института им. Гете в Минске).

Участники проекта:

Антье Эман (Германия), Детлеф Герике (Германия/Литва), Гюлай Гюн (Германия), Cофия Табатадзе (Грузия), Йоанна Соколовска (Польша), Татьяна Щитцова (Беларусь), Ирина Глухова (Беларусь), Феликс Акерман (Германия/Польша), Анна Котомина (Россия), Галина Орлова (Россия), Жюльетт Ренн (Франция), Бенджамин Коуп (Великобритания/Польша), Давиде Ломбардо (Италия), Татьяна Артимович (Беларусь), Владимир Щербань (Беларусь), Сергей Харевский (Беларусь), Андрей Чернякевич (Беларусь), Ольга Сасункевич (Беларусь), Ирина Романова (Беларусь), Андрей Горных (Беларусь), Павел Нехаев (Беларусь), Марина “Руся” Шукюрова (Беларусь) и другие приглашенные лекторы, художники и музыканты.

Партнеры проекта в 2016 году:

Европейский гуманитарный университет (Вильнюс), Галерея “Ў” (Минск), Институт Гете (Беларусь), Лаборатория исследований визуальной культуры и современного искусства (Вильнюс), ERSTE Foundation (Австрия), Посольство Франции в Минске, Foundamental Network (Беларусь), Платформа перформативных практик «зЕрне» (Беларусь), журнал pARTisan (Беларусь), 34mag.net, UNISEX и другие.

Команда:

  • Руководитель проекта — Альмира Усманова
  • Куратор выставки «Труд одним кадром» – Лена Пренц
  • Координаторы проекта — Кирилл Колбасников, Наталья Ненарокомова.
  • Куратор аудиовизуальной программы — Павел Нехаев.
  • Куратор кинопрограммы — Александра Игнатович.

Программа Artes Liberales 2016