06.04.2015 — Код «продление»
06.04.2015 — 19.00
Код «продление»: биографии инфраструктур городского электрического транспорта Донбасса 2000-х
Лекцию проводит Андрей Возьянов в центре Фотографии (адрес: Минск, ул. Кульман, дом 2, 423)
Городские инфраструктуры – это не только сложный технический ассамбляж, но и способ социального производства городских настоящего и будущего, временного и постоянного. От исправно работающих инфраструктур по умолчанию ожидаются определенные качества: долговечность, перспективы развития, максимизация полезности, бесперебойность, регулярность, система оперативной защиты от выхода из строя…
В докладе пойдёт речь о работе сложных социотехнических систем – городского электрического транспорта (ГЭТ) в городах Донбасса в 1990х-2000х годах. Назвать их исправными было бы сложно: периодически приостанавливаемые, сжимающиеся до размера одного маршрута, испытыващие конкуренцию со стороны маршруток, с почти ежедневно ломающимися вагонами и огромными интервалами. Здесь закатывали в асфальт рельсы, не имея денег их демонтировать, или же выкапывали рельсы, сдавая на металлолом с целью выплатить зарплаты работникам, превращали двупутных линии в однопутные, продавали благотворительные билеты и собирали пожертвования. Балансируя на грани полной остановки, Донбасский ГЭТ 2000-х вовлекался в целый репертуар режимов временности, которые порождали, в свою очередь, неодинаковые практики и решения. В истории этого кризиса регресс перемежался успехами: остановленные линии вновь вводились в строй, за деньги от благотворительных билетов ремонтировались трамваи, малые системы получали б/у троллейбусы из городов большего размера.
Способы экономии, стратегия ремонтов, отказ от неиспользуемых частей системы при сохранении оставшихся,– подразумевают различные взгляды на временность кризисного состояния. Воспринимался ли кризис в каждый отдельно взятый момент времени как конечный, а нынешний период – как более тяжелый чем те, что последуют? Каков урок от опыта этих технологических систем для представителей разных дисциплин? Что он говорит о консервации, что – о кризис-менеджменте, а что – о природе человеческой надежды на будущее?