Национальный павильон Венецианской Биеннале
16.04.2015 — 18:00
Национальный павильон на Венецианской биеннале:
«Все судьбы мира» (2015) в локальных координатах
Участники дискуссии:
- Витаутас Михелкявичюс (теоретик фотографии и медиа искусства, преподаватель Вильнюсской Академии искусств, куратор павильона Литвы на 56 Венецианской Биеннале (2015)
- Алексей Шинкаренко (директор Центра фотографии (Минск), руководитель и преподаватель Школы фотографии, куратор Павильона Беларуси на 56 Венецианской Биеннале (2015)
- Бенджамин Коуп (доцент департамента медиа Европейского гуманитарного университета (Вильнюс), руководитель Лаборатории критического урбанизма при ЕГУ, сотрудник отдела академических программ в Захенте (Национальная художественная галерея (Варшава, Польша),
- Ольга Рыбчинская (искусствовед, сотрудник Музея современного изобразительного искусства (Минск), со-куратор Павильона Беларуси на ВБ 2015).
- Дмитрий Король – теоретик фотографии, научный консультант проекта Архив свидетеля войны, научный сотрудник Центра проблем развития образования при БГУ (Минск).
- Альмира Усманова (теоретик визуальной культуры, профессор департамента медиа ЕГУ (Вильнюс), руководитель проекта Artes Liberales)
Венецианская биеннале является одним из наиболее значимых в мире событий в области современного искусства. 56-я Венецианская биеннале современного искусства пройдет с 9 мая по 22 ноября 2015 года, в ней примут участие 53 страны – в том числе многие постсоветские страны. Концепция Венецианской Биеннале 2015, под названием Все судьбы мира (All the World’s Futures), сформулированная ее куратором Окуи Энвезором, в качестве основной цели постулирует необходимость “осмыслить все тревоги нашего времени в их полноте, сделать их понятными, исследовать и выразить их” .
Участие в этом художественном форуме (история которого ведет свой отсчет с 1895 года) – это уникальный шанс для художников и кураторов представить свое «авторское высказывание» на суд международных экспертов в области современного искусства и в конечном счете — беспроигрышная ставка в повышении символического капитала для всех его участников. Но это также и вопрос национального престижа: в зависимости от того, насколько концептуально убедительным и новаторским в художественном плане окажется национальный павильон, зависит репутация и имидж страны, причем не только в сфере культуры. Очевидно, что затраты на искусство не сопоставимы с затратами на военные расходы, политические баталии, наукоемкое производство, спорт и поп-культуру. И не сложно догадаться, что именно является решающим в определении «места» и «роли» того или иного государства на карте и в истории, но в современных условиях нетехнологические инновации, креативная экономика, туризм и потребление визуальных образов играют настолько значимую роль, что даже бедные государства вынуждены считаться с необходимостью инвестиций в развитие культуры и современного искусства в том числе. При этом необходимо учитывать, что искусство – наиболее неподатливая и сложная для администрирования сфера: в поле искусства экономическая и «аппаратная» логика не работают, управлять «художественным процессом» — невозможно, и, следовательно, вопрос о взаимовыгодном и продуктивном сотрудничестве между искусством и государственными структурами – по-прежнему открыт. К тому же нужно иметь в виду, что в искусстве не работает понятие «нормы», «рецепта» или «образца»: следовательно, для участия в международном проекте ( особенно, когда есть общий тематический фокус) требуются не только понимание конъюнктуры, профессионализм в классическом «школярском» смысле, но также кураж, готовность к трансгрессии устоявшихся культурных кодов, к преодолению системной инерции госинституций, и, разумеется, оригинальное авторское видение.
В рамках нашей дискуссии мы хотели бы обсудить несколько взаимосвязанных вопросов, которые в общем и целом будут касаться того, как кураторы и художники, участвующие в подобных транснациональнызх проектах, учитывают специфический локальный культурный и исторический контекст и в то же время – стремятся выразить отношение к глобальным реалиям, различным (хоть и не всеобщим) социальным интересам и экзистенциальным обстоятельствам, которые не имеют национальной “прописки”.
Cсылки по теме:
Концепция Венецианской Биеннале 2015
Беларуский павильон на ВБ 2015
Литовский павильон на ВБ 2015
Витаутас Михелкявичюс — Арт-колония в Ниде (Литва)
Алексей Шинкаренко — Беларуский Центр фотографии
Публикация в рамках исследовательского проекта The Venice Biennale and the structures of the art sector (под руководством Беата Висса (Швейцария)