ARCHIVE

Автор: Перезагрузка

Тематическим фокусом программы этого года является проблема авторства, которую мы предлагаем переосмыслить  на пересечении различных дисциплинарных подходов в гуманитарных и социальных науках и с учетом тех социальных  и культурных изменений, которые принесла с собой “коммуникативная революция” во все сферы нашей жизни.

В контексте провозглашенной французскими теоретиками почти полвека  назад символической «смерти Автора»,  обращение к  этой теме звучит  сегодня как  робкая попытка  «посмертной» реабилитации фигуры Автора – в условиях, когда сама специфика культурного производства делает возможность оригинального высказывания если не  совсем призрачной, то во всяком случае проблематичной. Практики плагиата, дигитального пиратства, «перепостинга» чужих мыслей в социальных сетях, культура римейков и  ремиксов,  фотожаб и «мемов»,  стремительно возрастающая пролиферация текстов и образов, и, наконец,  неизбежная коммодификация любого оригинального  художественного жеста  — девальвировали ценность «самовитого слова» во всех смыслах. В самом деле, «какая разница, кто говорит» —  как сказал кто-то (Мишель Фуко()…

Успех автора текста сегодня измеряется количеством «лайков», и его скоротечность является своеобразной нормой Интернет-культуры, постоянно ускоряющей процессы обмена информацией. Далее, интертекстуальность — уже не только и не столько категория литературоведческого анализа, легитимирующая механизмы неявного цитирования в культуре, но так же и принцип, лежащий в основе технологических решений: литературная метафора конвертировалась в программный продукт, позволяющий генерировать тексты на основе глобального цифрового архива. Эстетика серийности заслуживает в этом контексте отдельного внимания, поскольку копирование, репродуцирование и тиражирование уже известных приемов и сюжетов (первоначально отмеченных печатью авторства) по сути  превратились в  доминирующий способ производства культурных текстов.  Наконец, в роли «автора» сегодня выступают рекламные копирайтеры, кинопродюсеры, создатели медийных форматов, политические спичрайтеры, и все  те, кто, с одной стороны, неизменно оказывается в тени продаваемого «продукта», а с другой, —  все же  способен на  нечто большее, чем осуществить без стеснения простейшую операцию «cut, copy and paste».

Идея авторства, начиная с момента ее  зарождения в европейской культуре, всегда была неразрывно связана с идеей собственности.  Появление в 18 веке авторского права закрепило эту связь на законодательном уровне. Представление об авторстве  как «знаке», который стоит больших денег,  является краеугольным камнем современной экономики, а  креативность превратилась в самый востребованный «товар» на рынке труда. Идея инструментализации творческого мышления индивида (наделенного фантазией, воображением и готовностью к  нестандартным решениям) является, возможно,  самой изобретательной уловкой позднего капитализма:  поставленная на поток, «креативность» одних приносит немалые дивиденды другим, она обуславливает  ценность товара, но  стирает лицо и подчерк автора «креативной идеи».

Итак, авторские идеи  сегодня  стоят как никогда дорого:  на их страже издатели, копирайтеры, юристы, продюсеры, научные институции. Но защищает ли «авторское право» самих авторов? И почему авторство непременно нуждается в «защите»? И главное — не является ли  эта практика анахронизмом, сдерживающим свободное распространение идей и знаний в эпоху сетевой культуры?

Наступившая эпоха Web 2.0   радикальным образом изменила понятие авторства:  сбылось пророчество Вальтера Беньямина, который писал что в условиях распространения масс медиа  человек читающий” способен в любой момент стать человеком “пишущим”. В киберпространстве фактически любой индивид  потенциально оказывается автором. Оковы частной собственности – разрушительны для культуры, а в эпоху глобальной сетевой культуры – тем более.  Пиратство, фандомные сообщества и другие формы активной рецепции  выходят за рамки простого потребления – они являются  способом создания нового контента.  В определенном смысле дигитальное авторство располагается по  ту сторону экономических обменов при капитализме: если это и экономика, то  скорее, экономика «дара», которая не приносит прибыли и не защищена законом об авторских правах, поскольку этот тип авторства сформировался как  практика отторжения и нарушения существующих норм защиты  авторских прав. Это  форма со-творчества  в пространстве свободной культуры, на которую категория копирайта  не распространяется.

Помимо вышеозначенных  вопросов и тем, мы предлагаем также рассмотреть проблему авторства и в более широком, можно сказать, —  экзистенциальном   смысле.  Ведь можно быть автором  не только текста, но и поступка, или события, или же собственной жизни — как наиболее значительного творческого «проекта» для каждого из нас…

Таким образом, наш проект – это приглашение к размышлению о  дилеммах авторства в  современной культуре,  но также и к со-участию  и к со-творчеству в формате личного общения. Наши мастер-классы представляют собой своего рода лабораторию творческого мышления, а лекции по истории искусства или новым медиа позволят обсудить вопрос о том, как  возможен субъективный взгляд на  историю искусства  (отвлекаясь от того факта, что многие произведения искусства  воспринимаются сегодня нами как истерзанные поп-культурой, превращенные в фантики от конфет и  растиражированные   рекламные образы). Кроме того, в  ситуации, когда  практика внедрения образовательных стандартов приводит к почти полной обезличенности  университетского образования – и  «автор курса» в лучшем случае нередко  оказывается ярким исполнителем не собственных текстов, а использование «платформ» и «оболочек»  в образовательном процессе сводит процесс обучения к  эффективному освоению технологий, — получение   знания из первых рук и в  атмосфере неспешного диалога  оказывается безусловной ценностью.

Альмира Усманова,
автор и куратор проекта