Автор: Перезагрузка
Тематическим фокусом программы этого года является проблема авторства, которую мы предлагаем переосмыслить на пересечении различных дисциплинарных подходов в гуманитарных и социальных науках и с учетом тех социальных и культурных изменений, которые принесла с собой “коммуникативная революция” во все сферы нашей жизни.
В контексте провозглашенной французскими теоретиками почти полвека назад символической «смерти Автора», обращение к этой теме звучит сегодня как робкая попытка «посмертной» реабилитации фигуры Автора – в условиях, когда сама специфика культурного производства делает возможность оригинального высказывания если не совсем призрачной, то во всяком случае проблематичной. Практики плагиата, дигитального пиратства, «перепостинга» чужих мыслей в социальных сетях, культура римейков и ремиксов, фотожаб и «мемов», стремительно возрастающая пролиферация текстов и образов, и, наконец, неизбежная коммодификация любого оригинального художественного жеста — девальвировали ценность «самовитого слова» во всех смыслах. В самом деле, «какая разница, кто говорит» — как сказал кто-то (Мишель Фуко()…
Успех автора текста сегодня измеряется количеством «лайков», и его скоротечность является своеобразной нормой Интернет-культуры, постоянно ускоряющей процессы обмена информацией. Далее, интертекстуальность — уже не только и не столько категория литературоведческого анализа, легитимирующая механизмы неявного цитирования в культуре, но так же и принцип, лежащий в основе технологических решений: литературная метафора конвертировалась в программный продукт, позволяющий генерировать тексты на основе глобального цифрового архива. Эстетика серийности заслуживает в этом контексте отдельного внимания, поскольку копирование, репродуцирование и тиражирование уже известных приемов и сюжетов (первоначально отмеченных печатью авторства) по сути превратились в доминирующий способ производства культурных текстов. Наконец, в роли «автора» сегодня выступают рекламные копирайтеры, кинопродюсеры, создатели медийных форматов, политические спичрайтеры, и все те, кто, с одной стороны, неизменно оказывается в тени продаваемого «продукта», а с другой, — все же способен на нечто большее, чем осуществить без стеснения простейшую операцию «cut, copy and paste».
Идея авторства, начиная с момента ее зарождения в европейской культуре, всегда была неразрывно связана с идеей собственности. Появление в 18 веке авторского права закрепило эту связь на законодательном уровне. Представление об авторстве как «знаке», который стоит больших денег, является краеугольным камнем современной экономики, а креативность превратилась в самый востребованный «товар» на рынке труда. Идея инструментализации творческого мышления индивида (наделенного фантазией, воображением и готовностью к нестандартным решениям) является, возможно, самой изобретательной уловкой позднего капитализма: поставленная на поток, «креативность» одних приносит немалые дивиденды другим, она обуславливает ценность товара, но стирает лицо и подчерк автора «креативной идеи».
Итак, авторские идеи сегодня стоят как никогда дорого: на их страже издатели, копирайтеры, юристы, продюсеры, научные институции. Но защищает ли «авторское право» самих авторов? И почему авторство непременно нуждается в «защите»? И главное — не является ли эта практика анахронизмом, сдерживающим свободное распространение идей и знаний в эпоху сетевой культуры?
Наступившая эпоха Web 2.0 радикальным образом изменила понятие авторства: сбылось пророчество Вальтера Беньямина, который писал что в условиях распространения масс медиа “человек читающий” способен в любой момент стать человеком “пишущим”. В киберпространстве фактически любой индивид потенциально оказывается автором. Оковы частной собственности – разрушительны для культуры, а в эпоху глобальной сетевой культуры – тем более. Пиратство, фандомные сообщества и другие формы активной рецепции выходят за рамки простого потребления – они являются способом создания нового контента. В определенном смысле дигитальное авторство располагается по ту сторону экономических обменов при капитализме: если это и экономика, то скорее, экономика «дара», которая не приносит прибыли и не защищена законом об авторских правах, поскольку этот тип авторства сформировался как практика отторжения и нарушения существующих норм защиты авторских прав. Это форма со-творчества в пространстве свободной культуры, на которую категория копирайта не распространяется.
Помимо вышеозначенных вопросов и тем, мы предлагаем также рассмотреть проблему авторства и в более широком, можно сказать, — экзистенциальном смысле. Ведь можно быть автором не только текста, но и поступка, или события, или же собственной жизни — как наиболее значительного творческого «проекта» для каждого из нас…
Таким образом, наш проект – это приглашение к размышлению о дилеммах авторства в современной культуре, но также и к со-участию и к со-творчеству в формате личного общения. Наши мастер-классы представляют собой своего рода лабораторию творческого мышления, а лекции по истории искусства или новым медиа позволят обсудить вопрос о том, как возможен субъективный взгляд на историю искусства (отвлекаясь от того факта, что многие произведения искусства воспринимаются сегодня нами как истерзанные поп-культурой, превращенные в фантики от конфет и растиражированные рекламные образы). Кроме того, в ситуации, когда практика внедрения образовательных стандартов приводит к почти полной обезличенности университетского образования – и «автор курса» в лучшем случае нередко оказывается ярким исполнителем не собственных текстов, а использование «платформ» и «оболочек» в образовательном процессе сводит процесс обучения к эффективному освоению технологий, — получение знания из первых рук и в атмосфере неспешного диалога оказывается безусловной ценностью.
Альмира Усманова,
автор и куратор проекта